Но это – детская история, о глубоком и древнем обряде, история о любви и преданности своим корням, народа, который сотни лет жил в нашем городе и оставил свой след в его истории.
Йиске – клезмерский музыкант, со своей группой он играет на традиционных еврейских свадьбах.(прим. Клезмер – это целое направление в музыке у восточнославянских евреев). Однажды после очередной веселой свадьбы Йиске получает письмо от пинского раввина, которое гласило:
«Дорогой Реб Йиске, Здесь, в Пинске, будет важная свадьба. Я хочу нанять тебя и твою клезмерскую группу для игры. Пожалуйста, приезжайте завтра днем. Искренне Ваш, Раввин Ямферд!».
Ийске собрал свою группу: флейтиста Гимпеля Ганца, тромбониста Мотля ,барабанщика Малпе и басиста Хиршла Хельфанда и отправился в Пинск.
Они путешествовали вверх и вниз по холмам через небольшие деревни и реки. Фея, лошадь Йиске много трудилась и уставала, чтобы протащить повозку через полесские болота. Каждый раз, когда повозка застревала в болотах, вся группа выпрыгивала из неё и подталкивала повозку руками.
Когда они прибыли в Пинск, Йиске был очень удивлен, т.к. привычно оживленный портовой город был тихим и абсолютно безжизненным.
Тогда Йиске отправился в дом раввина Ямферда, чтобы узнать больше о свадьбе.
Там страшная эпидемия холеры, — рассказал Раввин, — болезнь заразна, и люди боятся выходить на улицу. Мы перепробовали все, чтобы избавить город от болезни. Мы убирали улицы, кипятили питьевую воду, и читали псалмы. Есть еще кое-что, что может нам помочь. Легенда гласит, что если двое сирот женятся на кладбище — может случиться чудо. Мы называем это шварце часенэ ( прим. черная свадьба*).
Разузнав больше у раввина об этой свадьбе, музыкант узнает, что есть…только невеста! Свадьба состоится через два дня, а жених до сих пор не найден. Так, главный герой становится свахой и отправляется искать в Пинске жениха для девушки по имени Шейндл-Ривке
Мельник Файвуш, которого предложил местный парикмахер оказался крайне привлекательным, но тщеславным молодым человеком и Йиске пожалел Шейндл-Ривке. Второй жених был хоть и богат, но очень меркантилен, его заботило только то, как велико приданное невесты, и Йиске снова пожалел Шейндл-Ривке, и отправился искать жениха дальше.
Третий жених Шмуэль Сова был не богат, и не так красив как предыдущие, но он был честен и трудолюбив. Когда Йиске нашел Шмуэля и предложил ему жениться на Шейндл-Ривке тот воскликнул:
«Я знаю Шейндл-Ривке много лет, но всегда был слишком застенчив, чтобы поговорить с ней. У нее ведь самое большое сердце во всем Пинске. Я бы с удовольствием женился на ней! ».
Тогда Ийиске понял, что нашел прекрасного мужа для юной девушки.
Свадьба состоялась! Какое это было зрелище! Раввин Ямферд танцевал, как он никогда раньше не танцевал.
Горожане хлопали и пели.
Все были счастливы – город будет спасен от холеры! Праздник длился до утра.
Утром Йиске и его группа пожелали невесте и жениху удачи, залезли в повозку и тут же заснули, доверив своей лошади отвезти их домой.
А через две недели после свадьбы Йиске получил телеграмму от пинского раввина Яферда.
«Дорогой Реб Йиске, Вашу музыку высоко оценили все гости и особенно молодожены. Пишу с хорошими новостями, эпидемия холеры прекратилась! Спасибо тебе за помощь. С уважением, раввин Ямферд!» — говорилось в письме.
Вот как, — подумал Йиске- свадьба спасла целый город – улыбнулся музыкант, и довольный лег спать.
*Примечание: Черная свадьба, или черная хупа – традиционный иудейский ритуал, который проводится с целью борьбы с несчастьями, эпидемиями и болезнями. Двое людей в сложной жизненной ситуации женятся на кладбище. Это могут быть сироты, нищие, все те, кому не очень повезло по жизни.
Иудеи верят, что если провести свадьбу на кладбище, то все мертвые становятся гостями на свадьбе, а значит теперь они обязаны в качестве подарка уберечь молодоженов от надвигающейся опасности. В сказке жених и невеста – сироты, а значит, что это своеобразная возможность родителям молодых побывать на их свадьбе: отдать благословение, подарить подарки.
Иллюстрации: Жени Просмицкого