Когда-то давно они были основным населением города, а теперь составляют меньшую его часть – одна община (однако все равно самая многочисленная во всей Беларуси) и с концами. Мы их видели, слышали, но совершенно ничего не знаем об их жизни: как они появились, где живут, что едят и почему так странно выглядят? Редакция Первого Пинского решила разузнать.
КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ
Начало истории еврейского народа так далеко уходит в древность, что в силу отсутствия вне библейских источников ее реконструкция считается сложной.
Первые евреи, вероятнее всего, были небольшим племенем, жившим на берегу реки Евфрат (сегодня это Турция). Традиция утверждает, что около 1700 г. До н.э. потомки Авраама во время голода покинули Хаанан и переселились в Египет.
Жить бок с о бок с древними великими цивилизациями востока – дело неблагодарное и крайне рискованное. Дело в том, что еврейский народ первым для того времени заявил о монотеизме – вере в то, что Бог есть и он велик, но он один. Соседи же были активными приверженцами политеизма, а если по-нашему, язычества.
Поэтому через 400 лет, возглавляемые Моисеем, примерно в 1230 г до н.э. евреи возвращаются в Хаанан. Именно во время этих странствий Моисей обновляет завет Бога с народом, и получает на горе Синай каменные скрижали, содержащие правила праведной жизни. Среди этих правил были и знаменитые всему миру 10 заповедей, впоследствии ставшие основой христианства.
Далее еврейский народ пережил завоевания ассирийцев и Вавилона. В этот период большая часть осталась в Вавилоне, положив начало еврейской диаспоре, т.е. расселения евреев по миру.
ТАЛМУД
Примерно в I веке н.э. стали перерабатываться, переписываться и собираться воедино все религиозные сборники предписаний.. За основу была взята Тора – пятикнижье Ветхого Завета (в контексте иудеев неверно будет использовать данное название, т.к. для них существующий завет – единственный и актуальный) К ней были добавлены различные священные тексты.
Предписания эти писались с одной хитрой, но очень продуманной целью – сохранить этническую чистоту еврейского народа, не дать им ассимилироваться с соседними поселениями. Так появились Талмуд и Мишна. Торой, кстати, еще называют и само учение. Как правило, она делится на устную и письменную. Первая призвана пояснять вторую(предполагается, что Бог умышленно скрыл некоторую информацию и передал ее Моисею в устной форме).
И именно благодаря им еврейский народ уже на протяжении 18 веков умудряется существовать и не растворяться в мультинациональном и таком космполитичном мире 21 века.
МЕСТО ЕВРЕЕВ В МИРЕ
Согласно Торе, евреи – особый народ, который существует с целью показать всему миру истинную веру в бога. Однако иудаизм, в отличие, от остальных религий принципиально не занимается миссионерством. Тяжела, мол, доля, еврея. Предполагается, что иудаизм только для иудеев – это очень почетная, но и очень ответственная роль.
Поэтому евреи верят, что неевреи (или гои), соблюдающие семь заповедей Ноя (Христианство считается производной религией, как бы дочерней от иудаизма.) спокойно могут быть праведными и заслужить свое место в раю и без принадлежности к «особенному народу». А истинные евреи уже как-нибудь сами справятся со своей тяжелой ношей.
Кстати, евреи совсем не жадные. На самом деле они скорее дальновидны и экономны. Связано это вот с чем. Евреев часто изгоняли из мест, где они пытались поселиться и еще чаще запрещали заниматься обработкой земли и различными ремеслами. Чем остается заниматься на новой земле? Торговлей и банковским делом. И в тот момент, когда большинство торговцев, выставляющих тебе счет и проценты – это евреи, автоматически начинаешь ассоциировать их с жадностью.
ДРЕВНИЙ ЗАКОН ЖИЗНИ
В самой Торе каких-либо ограничений было раз-два и обчелся, а вот Талмуд стал самым настоящим сборником для выживания для кочующего народа с запретом на запрете. Молоко и мясо смешивать нельзя. Вообще. Никак. Нигде. Даже в желудке. Даже готовиться им рядом нельзя, поэтому, готовь их, дорогой друг, в разной посуде.
В Исходе правда об этом всего одна строчка «Не вари козленка в молоке матери его», но созданы эти дополнительные ограничения чтобы уж точно не нарушить закон. Тоесть если в Торе было написано не варить козленка в молоке, то на всякий случай стоит запретить смешивать вообще любое молоко и мясо. А то мало ли. Выходит, что своей едой еврей может угостить гоя, а вот его еду скорее всего есть не сможет.
Вообще, основных предписаний 613: 365 заповедей «Не делай!» по количеству дней в году (каждая заповедь как бы говорит, «не переступи этой заповеди сегодня») и 248 заповедей «Делай!» по числу костей в человеческом организме.
Если Библия содержит в себе одну строку «Не сотвори себе кумира», то талмуд разжевывает ее почти на 50 заповедей. К ним же относятся запреты на татуировки, гадания, выбривание висков(поэтому кстати евреи отращивают пейсы), обращения к гадалкам, занятиям астрологией и вообще любым пособничествам идолопоклонства.
Относительно питания все тоже крайне подробно описано: не есть нечистых птиц, рыб, животных, запрещено употреблять в пищу летающих, ползающих и пресмыкающихся насекомых (британский телеведущий программы «Выжить любой ценой» Беар Гриллс виновато грустит в углу).
Талмуд регулирует все сферы жизни: начиная от внешнего вида, заканчивая общением и поведением.
Потенциальные отношения между двумя молодыми ребятами начинаются только через сваху. Именно она ходит и расспрашивает всю информацию о будущих молодоженах. Брак для еврея – это прежде всего мицва (исполнение священной обязанности), поэтому иудаизм не терпит насилия.
Супруги должны быть приятны и интересны друг другу. Интимные отношения между супругами, например, очень похвальны, если обоим это приносит счастье и радость. Примечательно, что близость – это одна из обязанностей, которую возлагает на себя муж, а не жена. Но конечно до брака об этом не идет и речи.
Более тонкие моменты передаются из уст в уста в Устной торе и неевреям редко доступны. Однако общедоступно и известно, что хасидизм приветствует многодетность, поэтому ортодоксальные евреи (а хасиды являются оными) часто имеют по 7-10 детей.
Одежда, так же регламентируемая Торой, должна быть черного цвета, в честь преданности и подчиненности Богу. Маленькая шапочка (кипа) так же свидетельствует о богобоязненности. Брюки, как правило, заправлены в носки или чулки, дабы не соприкасаться с нечистой землей. Штраймл — это праздничный головной убор, (в основном жителей Восточно-европейских местечек), обшитый мехом, как правило соболиным или куньим.
Стоит такая шапка очень дорого, делается только в ручную, а знания по ее изготовлению передаются из поколения в поколение. Всего существуют десятки видов таким штраймлов, а их средняя стоимость варьируется в районе 2500$. Большинство ортодоксальных евреев никогда не бреют лицо, виски и бороду – одна из заповедей Торы.
Женщины из ультраортодоксальных общин наоборот, выйдя замуж, сбривают волосы на голове, могут носить парики либо платки. Но неверно считать, что женщинам в иудаизме удостоилось человека место второго сорта. Согласно торе женщины в большей степени обладают чувствительностью (бина – разум, понимание), и поэтому в древние времена не занимались идолопоклонством, в отличие от мужчин.
Считается, что только от женщины будет зависеть национальность ребенка, т.к. невозможно поставить под сомнение физическое рождение ребенка, а значит именно она научит детей молиться и верить согласно еврейской традиции.
К сожалению, изучение Торы действительно не является обязанностью женщины, аргументируя это тем, что дело это не женское и в лучшем случае она ее просто не поймет. Поэтому женщине, все-таки отводится роль хранительницы очага(именно ей разрешено зажигать свечи в Шабат, чего не скажешь о мужчинах).
ШАБАТ
Ну и конечно, Шабат – священная суббота. По подобию Бога, который отдыхал в седьмой день, субботу еврею необходимо посвятить отдыху, и изучению Торы. Причем даже на этот случай у него есть 39 запрещенных работ. Варка, стирка, замешивание теста, шитье, строительство и починка, рисование, черчение, бритье и стрижки – запрещены в священную субботу.
Из более поздних – купля/продажа, включение и выключение электроаппаратуры и других предметов, игра на музыкальных инструментах, а также подготовка к трудовой неделе. Встречается информация о запрете включать/выключать свет и нажимать кнопку слива унитаза. Как же спасаются люди в субботы?
Все просто: автоматизированные системы. Свет оставляют включенным еще до начала шабата, а то, что должно оставаться горячим, наливается и накладывается в термосы. Некоторые еврейские семьи могут нанять за плату нееврея, чтобы тот делал что-то по дому, но только по собственному желанию и в соответствии с запретами Торы (свет, например, можно выключить, а включить уже нельзя, ведь считается, что выключая свет, он не создает ничего нового, просто устраняет помеху, в Талмуде это называется «прогнал льва»).
Однако большинство евреев просто отдыхает: гуляет, читает Тору и общается.
ВЕК ЖИВИ — ВЕК УЧИСЬ
Научение Торе является практически главной задачей любого еврейского мальчика. С малого они изучают Талмуд, арамейский язык и иврит. С возрастом особый почет приобретают парни с феноменальной памятью – чем лучше запоминаешь, тем больше к тебе уважения. Частенько отцы подбирают своим дочерям мужей(а женятся они, как правило, очень рано), преуспевших в изучении Талмуда и с большой гордостью содержат их всю жизнь, лишь бы зять учился.
Это еврейский идеал – посвятить свою жизнь изучению Торы. Потому что один из тех, кто достиг наибольших успехов, станет новым Раввином.
Вообще, есть удивительное мнение, что работа – это грех. Ведь первый человек был создан не для того, чтобы добывать пищу кровью и потом – это случилось только после грехопадения. Но мы не об этом.
А что же делать те, у кого не сложилось с научением? Решение придумал Бааль-Шем-Тов. Он родился в Подолье (ныне Украина, тогда ВКЛ) в 17 веке. Он предположил, что не всем дано заучивать Тору наизусть, а быть приближенным к Богу все-таки хочется. Недолго поразмыслив он собрал себе учеников и рассказал им, что нет разницы – корпишь ты целыми днями над текстами или стругаешь деревяшки, главное, чтобы сердце твое было чистым, а любовь к богу – искренней.
Главной целью хасидизма стала радость, которую необходимо привносить в каждый свой день. А значит: петь песни, танцевать, много общаться и даже периодически собираться вместе за столом с крепкими напитками, но самое главное – верить, что ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО, даже если сейчас не очень. В целом, хасидизм делает упор на эмоциональное познание Бога, а не на заучивание текстов.
ПАЛОМНИЧЕСТВО
Этой осенью мы могли наблюдать довольно интересную картину: в конце сентября Пинск буквально заполнился людьми с пейсами и в черных сюртуках. Местные долго гадали, что произошло пока не узнали: Украина закрыла границы. Именно туда направлялись ради паломничества евреи.
В хасидизма очень распространено уважение и почитание духовных вождей общины — их называют цадиками (так же, в иудаизме цадик — праведный человек). Один из таких старейшин – цадик Нахман, правнук того самого основателя веры хасидизма, был очень уважаемым человеком. Он проповедовал, что молитва не должна удручать и вызывать неприязнь, поэтому молиться нужно со всяческими танцами, песнями и припеваниями. Также, он верил, что молиться лучше на идише, ведь он ближе европейским евреем, чем иврит.
Однажды, побывав на одном из кладбищ Умани, Нахман изъявил свое желание быть похороненным здесь и просил своих учеников приходить к нему на могилу хотя бы раз в году – на Новый Год. И тогда в этой просьбе не было ничего экстраординарного или сверхъестественного – обычное волеизъявление, ведь количество учеников составляло несколько десятков. Прошло 200 лет и теперь последователей хасидизма десятки тысяч, и все они считают своим долго если не каждый год, то хотя бы раз в жизни побывать на могиле цадика Нахмана.
Поэтому мы могли наблюдать такое рвение попасть в Умань на праздник Нового Года (Рош-ха-Шана).
ЕВРЕЕМ МОЖНО СТАТЬ?
Как ни странно, но да. Не так просто, как хотелось бы, но это возможно.
Называется данный обряд Гиюр. Прошедший его нееврей перенимает на себя соблюдение всех 613 заповедей иудаизма и становится гер (женщины «гиерет»).
Однако человека, решившего принять новую веру долго отговаривают, чтобы проверить твердость его решения, понять насколько чисты и искренни его намерения. Как мы уже знаем, Тора негативно относится к миссионерству, предполагая, что евреем можно стать только из самых чистых и сильных побуждений (настолько сильных, что невозможно жить старой жизнью). Тогда принятие нееврея для прохождения обряда – это мицва (предписание, заповедь, похвальное дело).
Человек непременно должен обратиться в раввинский суд. Там задача судей рассказать обо всех унижениях еврейского народа, о той ответственности, которая на него возложится и об его обязанностях после принятия гиюра, т.к. впоследствии от него нельзя отказаться из-за сложности соблюдения заповедей.
ВЫВОДЫ
Кратко подведя информацию можно сказать, что история еврейского народа сложна и терниста и от этого так интересна. Конечно, дело каждого человека решать свое отношение к ней. Мы решили рассказать вам историю когда-то коренного народа Пинска, и надеемся, у нас получилось.