В «Крылатой мастерской» Ольги Котовой из Минска рождаются необыкновенные изделия из войлока: драконы, осьминоги, совы, вороны, снегири, единороги, куклы, пауки, дятлы, белки, крылатые рюкзаки. Минская художница рассказала легко ли зарабатывать творчеством и с чего нужно начинать свой бизнес.
– Расскажите какие работы самые необычные, самые дорогие, самые популярные?
– За 14 лет моего творчества у меня были разные периоды, направления. Я делала авторских кукол в смешанной технике – папье-маше, полимерная глина, войлок. Были войлочные подушки, например коты с цветными рисунками на боках. Были пледы. Кстати, первый войлочный плед заказал мой будущий муж, так мы и познакомились.
С 2015 года я увлеклась рюкзаками необычной формы. Например, рюкзаки-крылья, рюкзак-осьминог, рюкзак с крыльями дракона. Эта идея тоже принадлежит мужу, и шерсть на рюкзаки мы раскладываем в четыре руки. Он помогает мне валять по мокрому, поскольку это требует довольно больших физических усилий.
Рюкзаки стали очень популярны, разошлись по соцсетям, было много заказов из разных стран. Хотя, такой рюкзак – дело не дешёвое, стоит от 780 белорусских рублей. Но, нашлось много любителей неординарных аксессуаров, готовых носить крылья за спиной.
Также я делаю не только сложные дорогие работы. К примеру, на новогодних ярмарках большой популярностью пользуются ёлочные игрушки–птички. Мне нужно сделать их около сотни, чтобы хватило всем желающим и они стоят 25-35 белорусских рублей.
Есть ещё игрушки, свалянные по сухому: совы в дуплах, опоссумы, белки и прочие звери. Я делаю их не так много, но всегда с удовольствием воплощаю образ какого-нибудь животного, стараюсь передать его характер. Такие войлочные скульптуры также почти всегда находят своих почитателей.
– В какие страны продаются ваши изделия?
– В основном за рубеж улетают рюкзаки. Раньше это в основном были США, сейчас Азия (Китай, Тайвань, Япония) и Россия. Знаете, каких-то прямо захватывающих историй заказов у меня нет. Алгоритм прост: заказывают, обсуждаем заказ, я работаю, высылаю, заказчик получает и доволен. Иногда заказывают что-то повторно.
– Сколько времени уходит на воплощение самой простой и самой сложной идеи? Кто помогает?
– Время изготовления зависит от сложности. Маленькую птичку ёлочную игрушку я могу сделать за час. На анималистическую скульптуру может уйти 10-20 часов. На рюкзак уходит рабочая неделя. Помогает муж, особенно, когда надо держать сразу много материала.
Легко ли зарабатывать творчеством? Можно ли содержать семью, занимаясь рукоделием?
– Нет, творчеством зарабатывать довольно сложно. Это не золотая жила, вы не разбогатеете как по волшебству. Это очень, очень много работы и нестабильный доход. И эта работа не только сел за стол и сделал какое-то изделие. Много времени занимает фотографирование и продвижение в соцсетях.
Нужно находить время на участие в выставках и ярмарках, а также на закупку материалов. И это, не говоря о том, что должна работать фантазия и нужно уметь продумать технологию под свою задумку.
И при этом всём мастеру нужно думать, как не уйти в минус. Для этого надо быть профессионалом и серьёзно подходить к творчеству: не как к хобби, а как к работе. Я не знаю насчёт содержания семьи. Благосостояние зависит от многих факторов: смотря какая семья и какие у неё запросы, а также насколько близкие помогают финансово и морально.
– Бывают ли тяжёлые моменты, когда хочется бросить рукоделие и пойти на работу в найм? Что удерживает?
– Бывают моменты когда заказов и продаж нет. Здорово, когда в такие моменты есть подушка безопасности или партнёр, который может поддержать. Я уточню, что для меня это не просто рукоделие, не увлечение и не хобби. Это работа, профессия, я художник, мастер по войлоку. Именно это осознание помогает мне в бездоходные месяцы.
Когда нет заказов и продаж, я делаю большие сложные работы, скульптуры из войлока в смешанной технике. Они потом участвуют в выставках.
– Как удалось организовать своё дело? С чего начать: с идеи, учёбы, капитала?
– Вы знаете, я пожалуй воздержусь от каких-либо советов. Во-первых, я не бизнес-коуч и не знаю, как правильно. Во-вторых, все люди разные и у каждого свой путь. У кого-то есть предпринимательская жилка и он начинает с просчёта наиболее выгодной стратегии. А кто-то просто чувствует, что должен творить в данный момент времени и делает это, попутно соображая, как это можно подать и продать.
– Расскажите, как вы начали заниматься творчеством? Где этому можно научиться?
– Творчеством я занималась всегда, с детства рисовала и шила мягкие игрушки. Закончила школу с художественным уклоном, и дальше пошла в педагогический университет который закончила по специальности художник-педагог. На старших курсах университета увлеклась авторскими куклами и войлоком, изделия из которого тогда только начали появляться в Минске.
То есть, я побуду немного занудой и скажу, что если вы хотите всерьёз заниматься творчеством , то базовые знания по художественным дисциплинам вам необходимы (композиция, цветоведение, анатомия, основы академического рисунка и живописи). А обучиться материалу, например, войлоку, можно на мастер-классах или самостоятельно, методом проб и ошибок, как делала я, начиная с 2009 года.
– Как творчество изменило вашу жизнь и повлияло на ваше окружение?
– Я ведь не привносила творчество в свою жизнь в какой-то момент. Оно всегда было со мной. Это часть меня. Я только могу сказать, что по пути мне встречаются чудесные люди: друзья, коллеги, покупатели. Это говорит от том, что путь правильный.
– Удалось ли осуществить мечты? Что в планах на 2024 год?
– Ну, мечты у меня обычно становятся целью и постепенно достигаются. Или не достигаются, если я понимаю, что не моё.
В планах всё же добиться того, чтобы мои сложные и дорогие работы (скульптуры) были востребованы у покупателей. Я не против делать маленьких птичек десятками или рюкзаки один за другим, но это не раскрывает меня как художника. Поэтому, я хочу делать большие характерные образы и находить им ценителей и покупателей.
Читайте также: «Мастачка з Брэсцкай вобласці стала народным майстрам».